Скульптуры станции метро "площадь революции". Мифы и легенды станции метро "площадь революции" На какой станции трут нос собаке

Сказочница и исследователь

Перепощу у себя, чтобы на всякий случай сохранилось:)

Волшебная площадь.
Приметы – это всегда интересно. Интересно, откуда они появляются и во что развиваются.
Каждый раз, выходя на станции "Площадь революции", я обращала внимание, как люди трут нос собаке на одной из скульптур, украшающих арки. Прогулявшись по станции, я обратила внимание, что на многих скульптурах натерты до блеска выступающие части. И тогда мне стало интересно, какие приметы люди связывают с этими скульптурами?
Итак, путеводитель для ищущих удачи.

Для начала немного информации о самих скульптурах.

(с Википедии)


В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Итак, собственно скульптуры, описания, фотографии и связанные с ними поверья. Для некоторых скульптур есть поверья, некоторые трут просто так за компанию, но интересно посмотреть на все.

Арка I

Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.

Рабочий с винтовкой - первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.

Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей - с гранаты.

Революционный солдат с винтовкой.

Солдат - вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.

Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.

У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.

Революционный матрос с наганом.

Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:

Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится...
Наган и гранаты поближе:

Арка III

Парашютистка ДОСААФ.

Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».

Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик - очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.

Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.

Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта - не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!

Пограничник с собакой.

Без сомнения, эта - самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра...
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка - та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:

Арка V

Стахановец с отбойным молотком.

Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит - возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.

Молодой инженер.

Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.

Арка VI

Птичница с курицей и петухом.

Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи - несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.

Хлебороб-механизатор.

А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.

Арка VII

Студент.

Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.

Студентка с книгой.

А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:

Арка VIII

Спортсменка-дискоболка.

По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.

Футболист.

А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.

Арка IX

Отец с ребёнком.

И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.

Мать с ребёнком.

Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.

Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.

Пионеры-авиамоделисты.

У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.

Пионерки-географы.

А вот девочки, как всегда, остались в тени.

Ну и бонусом - натертая обувь некоторых скульптур:

Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу:)

Инструкция

Станция «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии – одна из самых первых станций московского метрополитена, была сдана в эксплуатацию в довоенном 1937 году. Уникальность этой станции придают 76 бронзовых скульптур, размещённых в арках как вдоль платформ, так и в центральном зале. Эти скульптуры – застывшие живые символы времён Октябрьской революции, гражданской войны и последующих лет становления советской власти: солдаты, матросы, колхозники, рабочие, пионеры и школьники – по 4 экземпляра каждой скульптуры (точнее, только 18 представлены четырежды, а две – дважды). Пассажиры московского метро, находясь на станции «Площадь революции», могут наблюдать, как постоянно около той или иной скульптуры останавливаются люди и начинают тереть и поглаживать какие-то бронзовые элементы, причём все эти элементы уже отполированы до зеркального блеска.

Особенной популярностью пользуется скульптура пограничника с собакой. Пограничник особо никого не интересует, а вот собака, точнее – четыре собаки – постоянно в центре внимания. Традицию гладить нос бронзовому животному придумали в 1938 году студенты МГТУ имени Баумана, который находится на той же ветке метро на станции «Щёлковская». Кто-то из студентов решил, что если перед экзаменом погладить собачий нос, то экзамен будет сдан успешно. Затем появилось мнение, что поглаживание лапы собаки принесёт удачу на зачёте.
Изначально «волшебной» считалась только одна из четырёх собак – та, что находится при выходе из третьего вагона с конца поезда по направлению из центра к «Щёлковской». Позднее все четыре пса были наделены магическими свойствами, и к ним потянулись студенты не только «Бауманки», но и других вузов. Смешно, но иногда в разгар сессии около бронзовых собак собираются целые толпы или даже выстраиваются очереди студентов. Некоторые перед экзаменом специально едут к собаке «за удачей», даже если вуз находится на другом конце Москвы. Можно наблюдать сцены, когда из подъехавшего поезда выскакивает молодой человек или девушка, хватает собаку за нос, а затем успевает впрыгнуть обратно в вагон до того, как двери закроются. Высший пилотаж – потереть носы всем четырём псам, тогда в зачётке точно будет минимум «четыре».
Со временем собаку полюбили не только студенты, но и прочие граждане: гладят нос и лапы на удачу, на везение в делах, просто для того, чтобы день был удачным. Некоторые мимолётно касаются скульптуры, проходя мимо, а иные подолгу стоят, что-то бормочут и чуть ли не молятся на бронзовое животное. Исполняет ли собака желания? Весьма вероятно, иначе не пользовалась бы такой популярностью.

Ещё одна любимая пассажирами станции «Площадь революции» скульптура – птичница с петухом и курицей. Считается, что если потереть клюв петуха, то непременно произойдёт улучшение материального положения: человека ждёт премия, повышение в должности, прибавка к зарплате. В результате клюв петуха блестит как золотой. Однако есть и другое мнение, что петуха и тем более его клюв не просто гладить, но даже и случайно касаться нельзя – это может принести несчастье. Поэтому если кто-то хочет поэкспериментировать – четыре петуха ежедневно к вашим услугам.

Девушки, стремящиеся к обретению серьёзных отношений с молодым человеком или даже к замужеству, подходят к статуе студентки, читающей книгу. Достаточно потереть бронзовую туфельку – и можно ждать своего принца! Студентка с туфелькой «помогает» также тем, у кого уже есть пара, и ей угрожает разлад: прикосновение к туфельке предотвратит несчастную любовь.

Скульптура матери с ребёнком также, естественно, привлекает молодых девушек и женщин. Логично, что различных деталей этой скульптуры касаются те, у кого есть желание родить ребёнка, а также беременные, обращающиеся с просьбой о благополучных родах. Иногда можно увидеть представительниц слабого пола, которые проводят ладонью по груди бронзовой женщины – можно только предполагать с какой целью.

В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей (автор Матвей Манизер). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды).
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
В 1941 году скульптуры со станции "Площадь революции" были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.
Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».
Скульптуры восстановленной станции настолько поразили воображение измученных военным лихолетьем горожан, что поползли слухи о залитых металлом немецких военнопленных.
Арка I
Революционный рабочий с винтовкой и гранатой.
Рабочий с винтовкой - первая скульптура при входе в зал. Ему немного трут колено, но в основном до блеска натерта граната.
Конкретных легенд, связанных именно с этим рабочим нет, поэтому думается, что так начинаются поиски счастья у некоторых входящих на станцию людей - с гранаты.
Революционный солдат с винтовкой.
Солдат - вторая скульптура, ему трут приклад винтовки.
Вероятно, заодно с гранатой рабочего, хотя приклад винтовки натерт сильнее.
Арка II
Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
У третьей скульптуры больше всего натерт лапоть и палец (что непонятно и удивительно), хотя эта скульптура намного менее популярна и куда беднее на приметы, чем следующая.
Революционный матрос с наганом.
Вот так он должен выглядеть изначально. Считается, что, если потрогать у матроса наган, день сложится удачно в финансовом и деловом отношении. Поэтому перед заключением важной сделки стоит приехать и потереть дуло нагана.
Но при этом нужно не ошибиться, потому что не каждая из четырех скульптур выглядит именно так.
У другой скульптуры матроса наган постоянно воруют (кто знает? может быть, у наших российских бизнесменов-миллионеров хранится дома по нагану с этой станции?), поэтому выглядит она вот так:
Как можно заметить, у этой скульптуры наган не натерт, зато натерты гранаты. Ну, на безрыбье, как говорится...
Наган и гранаты поближе:
Арка III
Парашютистка ДОСААФ.
Парашютистка почему-то никому не интересна, хотя, казалось бы, у нее достаточно выступающих частей, которые можно натереть. Хотя, вероятно, она теряется в тени следующей скульптуры.
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
Несмотря на то, что на общей фотографии видно не очень хорошо, матрос-сигнальщик - очень популярная скульптура. К нему приходят мечтатели, считающие, что, если потереть сигнальные флажки, их мечта исполнится. Также по утрам к нему приходят и все остальные просто затем, чтобы день сложился удачно. Видимо, это поверье связано с морской приметой: день пройдет так же, как поднимут флаг на судне.
Арка IV
Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
Не везет скульптурным девушкам этой станции! Эта - не первая и не последняя, оставшаяся незамеченной и в тени.
Но зато какой у нее сосед!
Пограничник с собакой.
Без сомнения, эта - самая известная скульптура из всех на "Площади Революции", а, возможно, и во всем московском метро. Практически каждый проходящий трет собаке нос, лапы, бедра...
Итак, практически всем известная, но от того, не менее интересная легенда.
Родилась эта примета, скорее всего, благодаря студентам МГТУ имени Баумана, расположенного через одну станцию от "Площади Революции".
Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу. Есть разные варианты этой приметы. Например, выбежать из поезда, дотронуться носа сразу всех четырех собак и успеть вернуться в этот же поезд. Есть вариант, что до носа надо дотронуться зачеткой. Также есть вариант приметы, что для успешной сдачи экзамена надо дотронуться до носа собаки, а для сдачи зачёта до ее лапы.
Т.к. бронзовые фигуры на станции повторяются, и собачек, как и пограничников, здесь аж четыре. Поэтому носы блестят у всех четырех собак. Студенты МГТУ имени Баумана, к примеру, считают, что "их" собачка - та, что ближе к выходу. Только вот какая ближе - определить тоже трудно. Но большинство учащихся считает, что правильная последовательность действий такова: третий вагон с конца в сторону "Щелковской", и ее называют собака Баумана.
Просить удачи на станцию метро "Площадь Революции" студенты приходят с 1938 года. В разгар сессии, чтобы погладить собачку, порой выстраивается целая очередь.
Вероятно, помогает, ведь помощи, да и просто удачи, приходят просить у этой собаки не только студенты, но и обычные жители и гости столицы.
Нос и лапа поближе:
Арка V
Стахановец с отбойным молотком.
Стахановец, к сожалению, не популярен среди искателей удачи. Лишь коленка слегка блестит - возможно, нет да нет, но кто-нибудь, проходя мимо, все же просит у стахановца немного удачи для себя. Так, заодно со всеми остальными.
Молодой инженер.
Эта скульптура тоже печально известна деятельностью воров-охотников за удачей. В левой руке инженер держит шестерню, а вот касательно того, что он держал в правой, мнения расходятся. Википедия считает, что в правой он держал циркуль, а в народе бытует мнение, что карандаш. Кроме того, существует поверье, что прикосновение к этому карандашу (ну, или циркулю) принесет удачу в научной деятельности. Жаль, сейчас это проверить нельзя, хотя некоторые не теряют надежду и трут шестерню.
Арка VI
Птичница с курицей и петухом.
Мы подошли к самой интересной, на мой взгляд, скульптуре станции. Кроме того, что это одна из двух девушек, которым внимания уделяется больше, чем их соседям-мужчинам, так это еще и единственная скульптура, приносящая вместо удачи - несчастье.
Да, именно так: петуха, а в особенности его клюв, нельзя гладить ни в коем случае: случится что-то ужасное. Но проходящие мимо этой скульптуры об этом либо не знают, либо в приметы не верят, либо хотят проверить свою удачу, но тем не менее, и гребень, и клюв, да и вообще вся голова и шея петуха натерты до блеска.
Хлебороб-механизатор.
А вот сосед-хлебороб остался забытым на фоне птичницы с петухом. Хотя некоторые, проходя мимо, трут ему кончик обуви.
Арка VII
Студент.
Студент, хотя некоторые называют его мечтателем, тоже не самая популярная скульптура. Вероятно, люди считают, что просить что-то у человека, мечтательно смотрящего вдаль, бессмысленно.
Студентка с книгой.
А вот к внимательно читающей студентке обращается намного больше людей, правда, просьбы эти не связаны с образованием. К студентке приходят девушки и трут ее туфельку, чтобы не остаться старыми девами. Кроме того, ее туфелька помогает тем, кто хочет избежать несчастной любви. Ну и, конечно, просто на удачу.
Помимо трогательности самой приметы, студентка интересна и тем, что это вторая после птичницы статуя девушки, более популярная, чем сосед-мужчина.
Та самая туфелька:
Арка VIII
Спортсменка-дискоболка.
По всей видимости, к дискоболке приходят мужчины, насмотревшиеся на романтичных девушек около студентки. Потому что у этой скульптуры натерта грудь.
Футболист.
А вот женщин пример не вдохновляет, и сосед дискоболки не может похвастаться никакими натертыми частями тела.
Арка IX
Отец с ребёнком.
И опять мужская скульптура более популярна, чем женская. Хотя казалось бы, почему? Хотя у женской скульптуры тоже есть почитатели, у мужской их несоизмеримо больше.
Здесь трут все: ножку ребенка, руки отца, колено отца, ногу отца. И хоть я и не нашла никаких примет, связанных с этой скульптурой, хочется надеяться, что сюда приходят будущие отцы, мечтающие о сыне.
Мать с ребёнком.
Скульптура, как уже сложилось, менее популярна, чем ее сосед, за исключением одной маленькой детали. У ребенка до блеска натерты гениталии. Чем руководствуются люди, приходящие к ней, неизвестно, хотя возможно, это все те же отцы, мечтающие о сыне. У предыдущей-то скульптуры гениталии не видны.
Замурованный арочный проход.
Здесь скульптуры есть только со стороны платформ, поэтому не все про них знают.
Пионеры-авиамоделисты.
У мальчиков натерты ноги и немного модель самолета.
Пионерки-географы.
А вот девочки, как всегда, остались в тени.
Ну и бонусом - натертая обувь некоторых скульптур:
Таковы уже известные приметы этой станции. Но ведь никто не мешает вам придумать свою и даже выбрать еще никем не облюбованную скульптуру, и пусть она приносит вам удачу:)
Фотографии в альбоме «

Фигуры имеют свою историю, кроме того, некоторые из них были не собирательными образами — моделями стали реальные люди.

СПОР. Изначально станция метро «Площадь Революции» проектировалась Алексеем Душкиным без скульптур. Она должна была быть светлая, просторная и воздушная, как «Кропоткинская», которую он проектировал ранее. Внести статуи в чертежи станции предложил скульптор Матвей Манизер, спор из‑за них продолжался почти год. В итоге Душкин согласился отлить их из гипса, в надежде на то, что они не пройдут госкомиссию. Но госкомиссия приняла проект. Точку в споре двух художников поставил Иосиф Сталин, который рассматривал фигуры и восхищался: «Как живые!». За эти скульптуры в 1943 году Манизеру вручили Сталинскую премию — 100 тысяч рублей. Все деньги он передал в Фонд обороны.

Замысел. Проект Манизера должен был отразить победное шествие революции в нашей стране и представлял главных героев перемен. Всего на станции 20 различных образов. Так, моряк-сигнальщик и пограничник стали символом советской молодежи, готовой к труду и обороне. Стахановец олицетворял рабочий класс, тракторист и птичница — крестьян, молодые люди с учебниками — жадных до знаний студентов, дискоболка и футболист — советский спорт, отец и мать — воспитатели нового поколения. Цепочку завершают пионеры — будущее страны.

Все фигуры изображены либо согнувшимися, либо сидящими. Это было сделано для того, чтобы уместить их в арочные проходы. Скульптуры в корне изменили весь воздушный замысел Душкина, станция наполнилась огромным количеством «людей».

МОДЕЛИ. Прототипами скульптур были реальные люди. Матроса-сигнальщика лепили с курсанта Ленинградского военно-морского училища Олимпия Рудакова. Он дослужился до звания контр-адмирала и даже танцевал с королевой Елизаветой в день ее коронации в 1953 году. На праздник устроили военно-морской парад, куда был приглашен экипаж крейсера «Свердлов» (на нем служил Олимпий). Королева сама выбрала курсанта для вальса.

Прототипом пограничника стал настоящий пограничник Никита Карацупа. Он был известен на весь Советский Союз своими рейдами против нарушителей границы (задержал более 300 человек), в которых ему помогала отлично обученная собака Ингус.

Фигуру студента слепили с Аркадия Гидрата — студента, спортсмена, многократного чемпиона Москвы и рекордсмена СССР по прыжкам в высоту. Он ушел на фронт и погиб во время войны в 1941 году.

Модели, которые позировали для остальных скульп-тур, не известны.

Приметы и легенды

НА УДАЧУ. Самая извест-ная примета — это погладить нос собаке пограничника для удачи в делах. Его так старательно трут, что бронзовый слой уже истончился. Правда, только на одном псе, который находится возле выхода в город и постоянно попадается под руку. Начало этой традиции положили студенты МГТУ им. Баумана — изначально они гладили нос на удачу в экзаменах.

СВИДАНИЯ. Девчонкам для успешного свидания нужно коснуться туфельки бронзовой девушки с книгой. Также эта примета обещает покупку новых туфель в скором времени.

НАУКА. Ученые натирают шестеренку инженера, чтобы добиться научных успехов.

ДЕНЬГИ. Петуха гладят, чтобы было много денег.

Хотя многие говорят, что его вообще трогать не надо, иначе случится несчастье.

ЗОЛОТО ЕЖОВА. Есть легенда, что фигуры стали натирать не просто так, а в надежде найти золото. Якобы в конце 1930‑х годов Николай Ежов, комиссар НКВД, предчувствуя опалу, передал Манизеру чемодан с золотом, которое конфисковал у врагов народа. Скульптору было велено это золото спрятать. Отсюда появилась идея, что одна из фигур на станции золотая.

От городской легенды к тотальному обтиранию

В позднесоветские времена многие москвичи только слышали и пересказывали друг другу, что на станции «Площадь Революции» некоторые люди выходят из поезда, чтобы потереть нос статуи собаки, и запрыгивают обратно в тот же поезд. Или касаются носа на несколько секунд, прежде чем направиться в переход. Примета о приносящей удачу собаке была в большей степени городской легендой, чем реальной городской практикой, - своими глазами это видели только особо любопытные, если у них было время подождать.

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор - Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС

1 из 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС

2 из 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

© Кинохроника/pastvu.com

3 из 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году - возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

© Б.Кудояров / pastvu.com

4 из 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два - дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС

5 из 5

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное - петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Таблица примет


Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» - у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа - только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.


В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров - копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки - наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые - но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания - непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».


Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект - могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой - ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака - верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера - к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами - здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

- А время возникновения этой практики можно установить?

Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память - интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера .


Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки - успех на экзамене (4), петух - к деньгам (1), петух - к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

- А что дали данные гугл-опроса?

Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше - опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся - 22,6% - вспомнили о собаке. Самый популярный объект - пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

- Откуда взялась история про несчастливого петуха?

Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок - чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию - ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой - от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух - предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х - программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов - судя по всему, относящемуся к 1980-м годам - рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

Похожие статьи

  • Варианты отопления частного дома своими руками Варианты отопления частного дома

    В таких системах тепло переносит нагретая вода . Она подогревается в котельной, в печи или котле. Отсюда поступает в трубы и радиаторы, которые нагреваются и излучают тепло внутрь комнат. Возможен вариант обогрева дома без радиаторов....

  • Как сделать регулятор частоты оборотов болгарки своими руками Зачем болгарке регулировка оборотов

    Регулятор оборотов для болгарки своими руками. У вас есть болгарка, но нет регулятора оборотов? Вы можете изготовить его своими руками. 1 Регулятор оборотов и плавный пуск для болгарки 2 Зачем нужен плавный пуск 3 Электронный блок в УШМ 4...

  • Как избавиться от травы на огороде раз и навсегда

    Ухоженный газон является гордостью хозяев частного дома. Чтобы поддерживать его в идеальном состоянии, потребуется приобрести специальную технику. Существует множество моделей подобного оборудования. Выбор зависит от особенностей...

  • Какие материалы использовать?

    Трубка из нержавейки для самогонного аппарата используется как для создания эффективного в работе и долговечного змеевика, так и для установки дополнительных соединений с сухопарником, подачи воды и т. п. Преимущество нержавейки перед...

  • Интересно о том, почему гниют листья у орхидеи: что делать?

    Множество проблем могут возникнуть у цветоводов, решившихся на изучение, разведение и уход за этим волшебно-красивым растением. Но, когда не лучшие времена переживает заболевшая орхидея, гниет сердцевина, что делать, при этом, знает, как...

  • Посадка и выращивание лука

    Способы выращивания. Репчатый лук (репку) выращивают различными способами: в один год - посевом семян или посадкой рассады в грунт; в двулетней культуре - посадкой севка или мелких отбираемых луковиц (вегетативное размножение). Лук репку...