Преображенская церковь на о кижи архитектор. Кижи, преображенская церковь. Юрий Пименов Кижи. Старинная красота

Церковь в честь Преображения Господня существовала на Кижском погосте издавна, много раз она перестраиваясь и поновляясь. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии, и спустя несколько лет началось возведение нынешнего многоглавого храма.

Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того — ее известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма в Кижах.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:25


Конструктивной основой Спасо-Преображенского храма является восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объему примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены еще два, меньших размеров, что придает храму «пирамидальность».

Сколько глав на церкви Преображения господнего в Кижах

Преображенская церковь сегодня имеет двадцать две главы, размеры и форма которых различаются от яруса к ярусу, как будто задавая всему зданию особый «ритм». Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (согласно данным путешественника Я. Я. Мордвинов, бывшего на Кижах в 1752 году). Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н.Я. Озерецковского — он насчитал их двадцать три.

Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины XVIII века в шатровом исполнении, имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определенному числу (33: 22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой. 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя.

Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом — дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами) либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря ее особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.

Многоглавие Спасо-Преображенской церкви в Кижах не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее — это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) был «о тринадцати верхах». Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространенным шатровым завершением северных деревянных церквей: «Многоглавие Преображенской церкви, собранное в четко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме...»

Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трехскатной кровлей. Вход в нее оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой «светской» его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.

Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространенным способом — «в обло» (или «в чашу»), когда бревна укладываются в венцы «с остатком». В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно


Саша Митрахович 09.01.2017 10:35


На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня на претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциями времени, к началу XX века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно «ушло» далеко от первоначального своего вида.

Пол был выкрашен, стены — обшиты досками, а в алтаре —оклеены обоями. Первое обследование интерьеров Преображенской церкви произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня, однако определенные выводы исследователи сделали.Так, И.Э. Грабарь совершенно справедливо отметил в своей записной книжке разновременность деталей иконостаса, отнеся иконы к петровскому времени, а резную раму — к более позднему, однако атрибутировал его довольно размыто — «либо аннинским, либо елизаветинским, либо екатерининским периодом».

К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нем не проводились С 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображеской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведенной московскими специалистами, вновь заняли свое место в иконостасе кижского храма.

Именно в 1950-е годы интерьер Преображенской церкви сформировался в том виде, который знаком нынешним посетителям Кижей. Перед реставраторами стояла задача освободить интерьер от всех временных наслоений и вернуть его, насколько это возможно, к первоначальному виду. Преследуя эту цель, разобрали ризницу, находившуюся в северо-западном углу трапезной, и устроили на этом месте дополнительную дверь в основную часть храма. Имеющиеся двери переделали. Причем, как выясняется из отчетов, с внешней стороны они были обиты железом, которое реставраторы сняли, посчитав эту обивку позднейшим «усовершенствованием». Однако под железом обнаружилось светлое дерево, то есть обивка существовала изначально. В итоге двери просто затонировали под цвет стен.

Со стен, в свою очередь, была снята тесовая обшивка, с пола — счищена краска. В таком виде —сохранный иконостас и восстановленные в своей условной первозданности детали интерьера — Преображенский храм дожил до 1980 года, когда его состояние признали аварийным и, ради укрепления стен металлическими конструкциями, церковь освободили от всех внутренних элементов, включая иконостас, пол и потолок. Сейчас храм лишен своего внутреннего убранства, а иконостас как единое целое существует лишь в виде виртуальной реконструкции. Завершить реставрацию церкви Спаса Преображения предполагается в течение нескольких лет.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:39

Заповедный остров Кижи, населенный деревянными чудесами. Кижи - остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Кижский погост, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, расположенный на острове Кижи Заонежского полуострова, является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера. Он стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея находится несколько старинных деревень, интересные природные объекты и памятники археологии.

Некоторые из этих строений были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. По одной из легенд, Преображенская церковь построена без гвоздей одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые все вместе. составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Достопримечательности музея-заповедника Кижи

Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) - самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. И в вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня.
Церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви - 37 метров. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось, ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! По своему типу храм - «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке! Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке. В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 – в праздничном, 29 – в деисусном, 28 – в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века - начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы - «Преображение» и «Покров» - датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» - осиновый.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Петрозаводск и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Церковь Покрова Богородицы

Рядом с Преображенской стоит «зимняя» ,то есть отапливаемая – службу в ней ведут с 1 октября и до Пасхи, Покровская церковь. Построена она была также безымянными зодчими на полвека позже – в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви? Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Покровская церковь, композиционно уравновешивая пирамидальный Преображенский собор, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Украшена Покровская церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом. Зубчатый резной фронтонный пояс - один из немногих декоративных элементов этого храма. И повал, и фронтонный пояс – это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым. Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 1950-е годы из заонежских икон XVII – начала XVIII веков, особо среди них выделяется икона «Чудо о Флоре и Лавре». Самое восточное помещение церкви – алтарь. Снаружи он выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви. Самое восточное помещение - алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом - абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней - десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений - характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.


Шатровая колокольня

Шатровую колокольню Церкви Преображения Кижского погоста перестроили в 1863 году на месте колокольни, разобранной в 1862 году. Губернская строительная комиссия в 1854 году по прошению Благочинного Священника Стефана Романовского рассмотрела проект и смету новой колокольни. И. И. Копошевым был представлен в 1872 году проект по перестройке колокольни. В 1874 году проводились работы по перестройке верхней части колокольни. В 1900 году во время ремонта разобрали декоративные фронтончики на скатах шатра и полицы, которые образовывали поясок на карнизе по периметру четверика на уровне второго перекрытия.

По плану четверик квадратной формы разделяют две продольные стены на три части: лестничную клеть, сени и чулан. Внутренний объём по высоте сруба колокольни перекрытия делят на три яруса. На звонницу ведут пять ступенек лестницы.
Композиция колокольни придумана по традиционной русской схеме «восьмерик на четверике», где высокий четверик составляет две трети высоты сруба. Звонница на девяти столбах находится над восьмериком, они поддерживают шатёр, над шатром лемеховая главка с крестом. Двери наружные филёнчатые. Сруб колокольни рублен «в лапу» под дощатую обшивку. Обшивка из бруса устроена по каркасу. Кровля перекрыта двухслойным тёсом. Концы тесин пикообразной формы. Бутовый фундамент построен на известковом растворе. Использованный материал: ель с сосной. Лемех из осины.

Ограда

До наших времён не дошла и воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере деревянных укреплений. Ограда была воссоздана в 1959 году по образцам сохранившейся древней ограды Ильинского погоста на Водлозере. Внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

Церковь Воскрешения Лазаря

Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV-XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохра­нившийся до наших дней. В экспозиции музея она занимает особое место, позво­ляя проследить путь становления мастер­ства зодчих, от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой компози­ции Кижского погоста. Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера.
Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 - 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

Церковь Воскрешения Лазаря подобна архитектурной миниатюре: столь малы ее размеры, а формы изящны и просты. По объемно-пространственной композиции она представляет собой постройку клетского типа, состоящую из трех различных по величине клетей, в плане близких к квад­рату. Каждая клеть покрыта двускатной крышей под разным уклоном друг к другу. Центральная и алтарная клети рублены из тонких бревен, а притвор (сени) — каркас­ный, с заполнением из горизонтально уло­женного теса.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI-XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.
Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела

Часовня Михаила Архангела - небольшая часовня начала XIX века с сенями и колокольней. Первоначально она была построена в деревне Леликозеро на севере Онежского озера.
Часовня Архангела Михаила типична для северной русской архитектуры.
Главная особенность часовни – это ее характерная шатровая колокольня-звонница, поднимающаяся над сенями, которые пристраивали ко всем религиозным сооружениям Русского Севера. Двухрядный иконостас восходит к XVIII веку. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин - кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик.

В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.

Уникальным считается иконостас часовни, поднимающийся наверх, замыкаясь с 12 потолочными изображениями святых и большим «небом» - потолочной иконой Христа. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII-XVIII вв.

Восьмикрылая ветряная мельница

Построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Од­на из последних ветряных мельниц, сохра­нившихся на территории Карелии. Тип мельницы — «столбовка».

Основание амбара мельницы — квад­ратный в плане, невысокий сруб-клетка, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю. Каркас­ный дощатый корпус-амбар мельницы возведен на бревенчатом поворотном кру­ге — «вертлюге», снабженном со стороны входа бревнами-рычагами («воротила­ми»). Жернова приводятся в действие при помощи деревянной шестерни с це­вочным зацеплением. Первый этаж снаб­жен ларем для муки и устройством, регу­лирующим помол зерна. Крыша мельницы двускатная, симметричная, гвоздевой конструкции.

Дом крестьянина Щепина

Дом крестьянина Щепина был переве­зен в основную экспозицию музея в 1975 году. До этого времени он находился в де­ревне На Хвосте (Щепино) острова Волкостров в 2 километрах от острова Кижи. Не отличаясь какими-либо значитель­ными архитектурными особенностями, дом Щепина являет собой пример рядового заонежского крестьянского жилища, постро­енного в начале XX века. Тип постройки — четырехстенок. Дом покрыт двускатной крышей, его жилая часть состоит из одной избы на высоком подклете и сеней. Во вну­треннее помещение дома ведет невысокое крыльцо с двумя выходами. Перегородка в сенях отделяет помещение небольшого чу­лана — кладовки, где хранятся ручные ка­менные жернова и ларь для муки. Избу от­личает своеобразная постановка печи: она отодвинута от боковой стены и занимает центральное положение у задней стены. Освещается изба четырьмя окнами: тремя — по центральному фасаду и одним — с се­верной стороны. Постройка была выполне­на в духе вековых традиций, тем не менее, отличаясь от классических домов подобно­го типа. В нем не предусмотрена хозяйст­венная часть — двор, изменена конструкция кровли, в интерьере избы нет традицион­ных воронцов и полиц.

В интерьере дома Щепина можно уви­деть предметы, связанные с бондарным ремеслом.

Дом крестьянина Елизарова

Дом был перевезен в музей в 1961 го­ду из деревни Потаневщина, находив­шейся на соседнем с островом Кижи Большом Климецком острове. Он представляет еще один вариант крестьянского жилища Заонежья. Жилые и хозяйственные помещения дома Елиза­рова расположены под общей асимметрич­ной крышей. Дом Елизарова имеет только один жилой этаж, поставленный на высо­кий подклет. Основные жилые помещения состоят из избы, сеней и двух чуланов, рас­положенных напротив избы в сенях.

Снаружи дом Елизарова привлекает внимание лаконичностью декоративного убранства, при сохранении традиционных для крестьянского жилища Заонежья кон­структивных деталей: балкона-гульбища, декоративного балкона на главном фаса­де. За этим балконом нет жилого помеще­ния, а находится чердак. Образ дома создается контрастом мощных бревенчатых стен и скромных, но довольно часто встречаю­щихся в этом районе Карелии, налични­ков. Во внутренние помещения дома ведет высокое крыльцо на столбах, через кото­рое можно попасть в сени, а из них в избу.

В избе меньше медной посуды, нет дорогих покупных вещей. Здесь имеются предметы, которых не было в доме Ошевнева: напро­тив печи висит расписной настенный шкаф­чик, в котором хранили парадную чай­ную посуду, использовавшуюся только ког­да в доме бывали гости. Здесь же находится самопрялка для изготовления льняных нитей, а в углу на кровати лежит цветастое «рибушное» зимнее одеяло. В подклете дома Елизарова находится небольшой амбар, который использовался для хранения зерна. Вход в него устроен с главного фасада здания. В амбаре рекон­струирован традиционный интерьер.

На берегу озера около дома Елизарова находится баня из заонежской дерев­ни Усть-Яндома. Она была построена в на­чале XX века, в 1970 году перевезена в экс­позицию музея и восстановлена по проекту архитектора А. В. Ополовникова. Данная постройка очень схожа с баней у дома Ошевнева и представляет собой широко распространенный тип бани с предбанни­ком. Сруб, рубленный «в обло», установ­лен на каменной забирке и покрыт дву­скатной безгвоздевой кровлей. В бане вос­становлен традиционный для подобных построек интерьер.

Часовни «Кижского ожерелья»

Так называют своеобразный ансамбль часовен, которые как драгоценное ожерелье обрамляют ансамбль Кижского погоста. Эти часовни XVIII–XIX веков обладают своим особенным очарованием, которое еще усиливает окружающая природа. Экскурсия по Кижскому ожерелью – это незабываемое путешествие на катере среди островов Кижского архипелага.

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII-XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. (XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники (XIX век).

В настоящее время музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших музеев культуры Русского Севера, собранная в нем коллекция насчитывает 76 построек.

Этнографическое собрание музея насчитывает около 30 тысяч предметов, бытовавших в деревнях Карелии в XIX — начале XX века, 500 икон XVI — XIX века, среди которых единственное собрание «небес» из храмов Обонежья. В центре острова находятся экспозиционная деревни Ямка и Васильево.

В последние годы остров Кижи стал местом проведения красочных, фольклорных праздников и Дней народных ремесел. И это не случайно: этот остров — древняя земля, где когда-то совершались языческие обряды (в переводе с карельского слово «кижат» означает «игрища»).

В музее создана «ожившая экспозиция» — организована демонстрация крестьянских ремесел и промыслов, а также фольклорных обрядов. Действует ансамбль колокольной музыки. При музее «Кижи» функционирует Республиканский детский музейный центр, разрабатывающий и реализующий музейно-образовательные программы. В последнее время рядом с заповедником сооружаются гостевые дома, что позволяет туристам еще глубже погрузиться в неповторимое соединение природы и народного мастерства.

Музей «Кижи» предоставляет услуги экскурсоводов на русском, английском, французском, немецком и финском языках. К услугам посетителей — аудиогиды на русском, английском и финском языках.

Карелия, 66 км. от Петрозаводска, небольшой островок на Онежском озере – Кижи. Путь к нему лежит через живописное скопление островов Кижские шхеры. Необыкновенная северная природа стала великолепным фоном для удивительных творений деревянного зодчества, прославивших эти места на весь мир.

История острова очень древняя. На карельском языке слово «кижат» означает игрище. Когда-то местные жители проводили здесь языческие праздники и обряды. А первое упоминание о поселении на острове Кижи относятся к 1496 году. Уже тогда остров был центром большой сельской общины спасско-кижского погоста. К 17 в. в нём было уже более 120 деревень. Ещё в петровскую эпоху появилось на погосте самое значительное его сооружение – уникальная деревянная церковь Преображения. С её строительством связано множество легенд.

По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.

Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Её высота 17 м. почти с 11-этажный дом, а венчаю храм 22 купола, ярусами уходящими в небо.

Позднее для служб зимой по соседству была построена Покровская церковь. Она похожа на Преображенскую, но всё же поскромнее. Завершила первоначальный ансамбль погоста деревянная Шатровая колокольня.

1 января 1966 г. на основе ансамбля кижского погоста был открыт государственный историко-архивный музей Кижи. На остров были перевезены самые ценные деревянные постройки со всей Карелии: церковь Воскресения Лазаря, созданная в 14 в., несколько часовен, крестьянские дома и дворовые постройки. Всё это на протяжение многих веков строилось в русских и карельских деревнях по берегам Онежского озера.

На маленьком клочке прекрасной карельской земли стоят неповторимые создания деревянного зодчества, рукотворное чудо.

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья Дата постройки: 1714 г. Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район Габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0 Материалы: cосна, ель, осина. Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный прируб церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине - на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные - страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной - стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.

Иконостас - резной, позолоченный, четырехъярусный из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы - «Преображение» и «Покров» - датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.

Преображенская церковь в Кижах

Русское деревянное зодчество имеет богатые и давние традиции. Собственно, когда-то вся Русь была деревянной. По градам и весям Киевского и Московского княжеств возводились терема, избы и амбары, соборы, церкви и монастыри, мосты, остроги и крепости. По свидетельствам древних летописцев и путешественников, многие из них отличались редкой красотой и художественным совершенством. К сожалению, в отличие от камня время в большинстве случаев дерево не особенно щадит. Почти на всей территории России, кроме некоторых отдаленных ее краев, уже не осталось памятников деревянного зодчества. Тем более ценно то, что удалось сохранить в Карелии и, в частности, в Кижах.

Еще в далекие языческие времена карелы называли «кижатами» место для игр, игрищ. Отсюда и пошло название одного из 1650 островов Онежского озера. Названия всех островов знают, наверное, лишь местные жители, а вот остров Кижи известен всему миру. Именно здесь русские строители сумели поднять архитектуру сельской церкви и крестьянской избы до уровня мировых шедевров.

Кижи – островок небольшой. Он расположен у северо-западных берегов Онежского озера: с юга на север вытянут на 7–8 километров в длину, в ширину всего до полутора километров. Ныне это безлесный остров с маленькой, всего в несколько дворов, деревушкой, а в XV–XVI веках здесь было крупное поселение – Кижский погост. В старину слово «погост» обозначало довольно большую административно-территориальную единицу, состоявшую из множества сел, деревень, выселков и починков. Погостом же называлось и самое крупное, центральное поселение этого округа, в котором сосредотачивалась вся духовная, культурная и хозяйственная жизнь.

Тогда же, в XV веке, на Кижском погосте была построена одна из первых в этих краях шатровая церковь – Преображенье Спасово. Но к началу XVII века церковь совсем обветшала, службы в ней не правили уже почти сто лет, и вскоре она сгорела от удара молнии.

Новая церковь с тем же названием, но уже не с шатровым верхом, а многоглавая, была возведена в 1714 г., в самый разгар Северной войны, когда Россия уже становилась мощной морской державой, прочно утверждаясь на берегах Балтики. Для Карелии, Приморья и Заонежья победы в Северной войне имели и сугубо местное значение. Граница со Швецией отодвигалась на запад, исчезала постоянная угроза нападения воинственных соседей, открывалась возможность спокойно заниматься мирным трудом. Тогда-то и возник образ Преображенской церкви как торжественного гимна в честь русского народа, одержавшего историческую победу.

Старинное предание не случайно связало имя Петра Первого со строительством церкви. Согласно ему, царь, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил много срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план церкви.

Существует и другая легенда, как бы подчеркивающая уникальность и неповторимую красоту Преображенской церкви. Якобы строитель церкви, закончив работу, бросил свой топор в озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой».

«Несравненной сказкой куполов», которых насчитывалось двадцать два, назвал Преображенскую церковь искусствовед Игорь Грабарь. И действительно, разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» (килевидные крыши), похожие на кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные шейки церковных глав и «луковки» с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи они светятся загадочным, почти фосфорическим блеском; а на закате, когда солнце медленно опускается в воды озера, полыхают багрянцем. В пасмурный день кажутся тускло-серебряными, а в погожий – голубыми. Один ярус, другой, третий, четвертый…

Кажется, что в самое небо взметнулась верхняя глава, венчающая эту 37-метровую пирамиду.

Вся церковь – от основания до вершины, до кончика креста на верхнем куполе – срублена из дерева. Причем только с помощью топора и долота, без всякой пилы, хотя она уже давно была в обиходе. По-видимому, сила привычки, власть традиций были еще велики, и бревна перерубывали топором настолько точно, что на срезе не оставалось ни малейшей зазубрины. При этом капилляры дерева сжимались, и оно меньше впитывало влаги. И теми же топором и долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

Преображенская церковь построена из особенно крепкой и смолистой кондовой сосны, росшей на очень сухом грунте. Из нее рубили стены, а на лемех шла осина, которая хорошо поддается обработке, не трескается и не коробится от дождя и солнца. То, что издали представляется мелкой чешуйкой, на самом деле довольно большая, до 40 сантиметров, вытесанная топором пластина, выпукло закругленная и сужающаяся книзу. Это похоже на черепицу, но только деревянную. От времени она словно седеет, приобретает глянец и зеркальные свойства. Эти пластины клали внахлест, всего же их на 22 куполах – около тридцати тысяч.

Все части церкви выполнены без гвоздей, такова была традиция русского плотничьего мастерства. Только чешуйчатая одежда куполов прибита коваными гвоздями, по одному на каждый лемех. Эти гвозди четырехгранные в сечении, а потому чешуйки стояли прочно, будто и впрямь на века.

Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно ясны и лаконичны. Недаром понятия простоты в народном искусстве возведены в эстетическую добродетель. Как гласит русская пословица: «Где просто, тут хорошего до сто, где мудрено, тут нет ни одного».

В основании Преображенской церкви лежит традиционный «двадцатистенок», то есть восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя прирубами, примыкающими к его четырем взаимно противоположным граням. Именно церкви такого типа, известные еще в очень давние времена, были одними из излюбленных в деревянном зодчестве, поскольку открывали широкие возможности для создания разнообразных и выразительных архитектурных композиций.

На нижнем, самом большом восьмерике стоит другой, средний восьмерик, поменьше, а на среднем – третий, верхний, самый маленький. Верх нижних прирубов сделан двухступенчатым, а каждый уступ покрыт бочкой с главой. Один ярус из четырех глав, над ним другой, такой же. Выше – третий ярус из восьми глав; они стоят на бочках, венчающих каждую грань основного нижнего восьмерика. Еще выше – следующий ярус из четырех глав, размещенных на втором восьмерике, и наконец на третьем, самом маленьком восьмерике стоит одна центральная, самая верхняя и самая большая глава, венчающая всю эту композицию. Последняя, двадцать вторая глава, находится ниже всех – над алтарным прирубом.

Все двадцать две главы подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Если долго и пристально смотреть на Преображенскую церковь, то в какой-то момент появляется почти физическое ощущение движения. Оно начинается с сопоставления убывающих масс трех восьмериков и нарастает от двухступенчатых прирубов к верхним ярусам и к центральной главе. Нерушимая громада куполов обретает ритмичную поступь, и от одного яруса к другому по плавным очертаниям луковичных глав она непрерывно устремляется ввысь. Зодчим удалось избежать впечатления однообразия и монотонности ярусов и глав. Главы всех четырех ярусов отличаются одна от другой, причем довольно значительно. Главки первого нижнего яруса больше главок второго; главы третьего, среднего яруса больше глав первого и четвертого ярусов; главки верхнего, четвертого яруса меньше всех других, и наконец последняя, самая большая центральная глава дает завершающий композиционный акцент, отмечая наибольшую высоту всего сооружения. Только большой мастер был способен найти эту смену объемов, добиться такого разнообразия и живописности всего строя церкви.

«Двадцатистенный» план предопределил еще две особенности Преображенской церкви – центричность и высотность всей ее композиции. Откуда ни смотреть на эту церковь, отовсюду она выглядит в общих чертах одинаковой, или, как говорят специалисты, всефасадной. Принцип центричности, высотности и всефасадности проведен здесь последовательно и с большим мастерством, начиная с самого выбора плана «круглой церкви о двадцати стенах» и заканчивая каждой деталью ее пирамидального верха. Сравнительно низкий массив галереи-паперти, охватывающий большой восьмерик и его прирубы, служит как бы пьедесталом для высокого и стройного столпа ажурного многоглавия.

Сооружая Преображенскую церковь, ее строители думали не только о красоте. Не меньше внимания они уделяли и технической стороне дела, от которой, в конечном счете, зависела долговечность этого неповторимого сооружения. В борьбе против извечных враждебных сил природы – дождя и сырости – в народном деревянном зодчестве сложились не только технические, но и архитектурно-художественные традиции. Многие детали и части зданий, которые принято считать чисто декоративными, в действительности выполняют весьма ответственные защитные функции.

К примеру, путь дождевой капли от креста центральной главы до земли наглядно показывает утилитарное значение некоторых, казалось бы, декоративных деталей Преображенской церкви. С лемешины на лемешину, с главки на бочку, с бочки на полицу, с полицы на водотечник, с одной полицы на другую, с яруса на ярус, с уступа на уступ. Все это продуманная до мелочей техническая система водоотвода и защиты от осадков. А если капли дождя все же проникнут через крышу, то на этот случай внутри восьмерика предусмотрена вторая – двускатная, сделанная из толстых тесаных досок, слоя бересты и обрешетки под бересту. Под стыком ее скатов в желобе находится наклонный долбленый лоток, по которому стекающая вода (если она проникнет внутрь) отводится наружу.

По своему назначению Преображенская церковь принадлежит к так называемым летним, или холодным храмам. Службу в ней проводили в особо торжественных случаях и в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. В плане самой конструкции церкви это означает, что ее сруб сложен «насухо», без прокладки пазов мхом или паклей; что у нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка.

Кроме Преображенской церкви, в Кижах сохранились еще Покровская церковь и колокольня, состоящая из четверика, восьмерика и шатрового «звона». Но колокольня построена уже не в традициях народного творчества, то есть «как красота и мера показывают», а по проекту, составленному епархиальными инженерами и утвержденному в Олонецкой губернской канцелярии.

Своеобразной красотой отличалась и рубленая бревенчатая ограда, окружавшая обе церкви, колокольню и кладбище, и входившая в архитектурный ансамбль едва ли не каждого северного погоста. Но до наших дней она не дошла. От нее сохранился лишь каменный фундамент, на котором уже гораздо позже выросла новая ограда, сложенная из валунов.

Из книги История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. - Влияние немцев. - Дело Феофилакта Лопатинского. - Попытки иноверцев. - Отступничество. - Раскол. - Рационально-мистические секты. - Суеверия. - Меры к образованию духовенства. - Монастыри. - Управление

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ С ирландской церковью у англо-норманнских завоевателей трудностей почти не возникало. Самая влиятельная фигура церкви, Лоркан О’Тул, архиепископ Дублина (1162-1180), старался потрафить тем и другим. За это его осуждали ирландские хронисты, но по сути он делал то же,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ Между католической церковью и «Куманн на нГаэдхил» сразу образовалась тесная связь. Церковь ясно заявила о своей политической позиции, осудив в 1922 году ИРА, выступившую против договора. Вплоть до 1930-х годов она враждебно относилась к де Валера и его «Фианна Файл».

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Преображенская площадь 1836–1844. Один из двух первых в России гвардейских полков, созданных Петром I, Преображенский был сформирован в 1690-х годах из так называемой «потешной команды», размещавшейся в подмосковном селе Преображенское. Полк прославился в Северной войне.

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Преображенская больница В 1798 году в Москве была основана Преображенская больница, иначе - дом умалишенных.Долгое время это специальное заведение было единственным на всю Россию. Первоначально оно имело статус богадельни, но в 1830 году доктором Саблером было

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Преображенская больница на улице Преображенский вал, № 19 (1912) Это двухэтажное краснокирпичное здание было построено для старообрядческой общины федосеевцев поморского согласия. Оно считается последней интересной работой Кекушева. Скорее всего, привлек архитектора к

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

9. Церковь С 1037 г. Русская церковь была организована как епархия Константинопольского патриархата. Хотя некоторые русские выступали против такого положения, оно было в некоторой степени выгодно церкви, делая ее менее зависимой от местных государственного правительства

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Похожие статьи

  • Варианты отопления частного дома своими руками Варианты отопления частного дома

    В таких системах тепло переносит нагретая вода . Она подогревается в котельной, в печи или котле. Отсюда поступает в трубы и радиаторы, которые нагреваются и излучают тепло внутрь комнат. Возможен вариант обогрева дома без радиаторов....

  • Как сделать регулятор частоты оборотов болгарки своими руками Зачем болгарке регулировка оборотов

    Регулятор оборотов для болгарки своими руками. У вас есть болгарка, но нет регулятора оборотов? Вы можете изготовить его своими руками. 1 Регулятор оборотов и плавный пуск для болгарки 2 Зачем нужен плавный пуск 3 Электронный блок в УШМ 4...

  • Как избавиться от травы на огороде раз и навсегда

    Ухоженный газон является гордостью хозяев частного дома. Чтобы поддерживать его в идеальном состоянии, потребуется приобрести специальную технику. Существует множество моделей подобного оборудования. Выбор зависит от особенностей...

  • Какие материалы использовать?

    Трубка из нержавейки для самогонного аппарата используется как для создания эффективного в работе и долговечного змеевика, так и для установки дополнительных соединений с сухопарником, подачи воды и т. п. Преимущество нержавейки перед...

  • Интересно о том, почему гниют листья у орхидеи: что делать?

    Множество проблем могут возникнуть у цветоводов, решившихся на изучение, разведение и уход за этим волшебно-красивым растением. Но, когда не лучшие времена переживает заболевшая орхидея, гниет сердцевина, что делать, при этом, знает, как...

  • Посадка и выращивание лука

    Способы выращивания. Репчатый лук (репку) выращивают различными способами: в один год - посевом семян или посадкой рассады в грунт; в двулетней культуре - посадкой севка или мелких отбираемых луковиц (вегетативное размножение). Лук репку...